О чем говорят медицинские анализы

Большинство людей не задумывается о роли лабораторной диагностики при лечении какого-либо заболевания. Зачем мы сдаем анализы? Что они нам дают? Как они влияют на процесс лечения? А ведь только при помощи анализов можно выявить причину заболевания и принять правильные решения, касающиеся непосредственно лечения.

Насколько важны лабораторные анализы?

   Если говорить о необходимости анализов, то можно выделить самое существенное – лабораторные исследования. Это обязательная составляющая самого понятия «диагноз». Диагноз складывается из анамнеза или жалоб больного, клинических проявлений или симптомов болезни, инструментальных и лабораторных исследований. И если отсутствует последовательная составляющая в виде лабораторных исследований, то повышается вероятность неточного диагноза, потому что с точки зрения анамнеза больной мог что-то забыть, мог что-то неправильно понять, на что-то не обратить внимания, и врач остается неинформированным. Если рассматривать клиническую составляющую, то нужно сказать, что существует достаточно большое количество заболеваний, при которых нет ярко выраженной симптоматики. А также существует очень много заболеваний, которые имеют одинаковые клинические симптомы. И здесь снова врачу сложно дифференцировать или различать заболевания. Далее нужно отметить, что качество осмотра пациента врачом, хотим мы этого или нет, всё-таки достаточно субъективно. Оно зависит от опыта врача, его уровня знаний, душевного состояния, тогда как результаты лабораторных анализов, полученные на соответствующем оборудовании, не будут зависеть от вышеуказанного и позволяют получить объективные данные.

Сейчас многие люди придерживаются стратегии умного пациента: пойти сдать анализы можно и без назначения врача. Насколько это правильно?

   Да, сейчас есть такая тенденция, что люди идут сдавать анализы самостоятельно. Но анализ – это всегда составляющая диагноза, целого процесса, который инициирует врач-специалист. И ставит точку в этом процессе тоже врач. Анализ – не для пациента, анализ всегда для
врача, который видит «во главе угла» именно здоровье пациента. Врач планирует лабораторное обследование, реализует его, интерпретирует результаты. Когда пациенты этого не учитывают, не знают всех нюансов, результаты могут быть истолкованы неверно. Анализ можно правильно прочитать, если вы его вставили в клинический диагноз как «пазл», тогда картина становится цельной. Если пациенты планируют и проходят анализ самостоятельно, они в большинстве случаев крайне плохо ориентируются, какой материал необходим для исследования. К примеру, нередки такие ситуации, когда на папилломавирус пытаются сдать кровь. В крови этого вируса не бывает. Папилломавирус паразитирует на клетках слизистых и для его определения берут соскоб из цервикального канала. Соответственно, в лаборатории не нашли возбудителя и не подтвердили диагноз. А что такое неправильный диагноз? Это неправильное решение, неправильные действия и, в конечном счете, расплачиваться за это приходится пациенту.

Как в лаборатории борются с неточностью результатов и ведут контроль качества?

   Анамнез и осмотр больного – это субъективные составляющие клинического диагноза. Чтобы эту субъективность свести на нет и повысить точность диагноза, существует лабораторная диагностика. Она повышает объективность диагноза по целому ряду причин. Во-первых, большинство лабораторных исследований выполняется на соответствующем оборудовании. А оборудование не может плохо работать оттого, что кто-то на него не так посмотрел, не то сказал. Оборудование даже если и выдает ошибку, то она, как правило, носит систематический характер и не может долго оставаться незамеченной. Во-вторых, в каждой тест-системе заложен определенный контроль качества, то есть определенный цифровой диапазон, за который результат анализа не должен выходить. Кроме того, в большинстве лабораторий существует специальный сотрудник, который наряду со своими основными обязанностями, несет ответственность за реализацию так называемого внутрилабораторного контроля качества. Есть план выборочных проверок результатов тех или иных исследований. Следующая система контроля привязана к ситуации, когда, например, в работу внедрили новый метод или начали работать на новой тест-системе или новой серии реактивов. Внутрилабораторный контроль качества ведется постоянно.

Может ли быть результат анализов ложным? И если да, то каковы причины подобных ситуаций?

   Саму лабораторную диагностику можно подразделить на 3 этапа: преаналитический этап – этап выбора материала для исследования, взятие биоматериала, его транспортировка; второй этап – аналитический, собственно лабораторное исследование; и третий этап – интерпретация результата. Как видно, лаборатория отвечает только за второй этап. По статистике 4 из 5 лабораторных ошибок связаны не с работой лаборатории.
   Другая ситуация, когда появляется ошибка в анализах. Конкретный пример: человеку нужно сдать анализ на тиреотропный гормон. А за день он поранился и обработал рану йодом. Затем пациент приходит в лабораторию, сдает анализ, и тиреотропный гормон не находят, поскольку выработка его на время подавляется йодом, который проник в организм через кожу. Но в лаборатории же не могли знать, что он накануне использовал йод или получал его биологически активной добавкой, например. В большинстве случаев лабораторию заставляют отвечать за то, к чему она не имеет никакого отношения. И это самая серьезная проблема, с которой приходится сталкиваться. К счастью, ситуация постепенно меняется, растет уровень культуры населения и профессионализм специалистов.
   Или другой пример: сейчас появляется очень много лабораторий, которые декларируют возможности сделать анализы на уникальном оборудовании. Я плохо представляю себе процедуру определения адренокортикотропного гормона, например, в Москве, если человек сдал кровь в Уфе, потому что период полураспада этого гормона составляет 15 минут. А для того, чтобы довезти сыворотку крови до лаборатории в Москве, необходима глубокая заморозка до минус 20-70°С. Технически это крайне сложно выполнить. Обычно используют сумки-холодильники, где температура – 3-4°С. И в этом случае лаборатория не виновата, поскольку нарушен преаналитический этап.
Очень много проблем возникает также на этапе интерпретации. И преодолеть их можно, если между врачом-клиницистом и врачом-лаборантом есть обратная связь, поскольку нет ничего зазорного в том, что клиницист не знает каких-либо тонкостей в расшифровке результата. Мы же все понимаем, что хирург должен оперировать, а терапевт – проводить консервативное лечение.

Возникает следующий вопрос: как подготовиться к сдаче анализов, чтобы свести к минимуму вероятность ошибки?

   Правила подготовки к лабораторным исследованиям достаточно стандартны. Кровь обычно сдают утром натощак. За три дня желательно исключить из рациона острое, жирное, соленое, спиртное – все то, что может влиять на секреторную активность печени, на выброс тех или иных веществ и на изменение биохимических параметров крови. Очень сильно на результат исследований влияет бесконтрольный прием БАДов, состав которых никто не знает, а также прием антибиотиков. Как только поднялась температура – антибиотик. Это что, жаропонижающее средство? Заболела голова – антибиотик. Это что, болеутоляющее средство? Прием антибиотика приводит к тому, что гибнет какая-то часть микрофлоры кишечника. При ее гибели выделяется колоссальное количество продуктов распада микробных клеток. Многие из них обладают  выраженной биологической активностью, то есть влияют на иммунную систему и состав крови.

Правильно ли проводить профилактическое обследование здорового человека?

   Основным критерием здорового человека является его активность: ешь, спишь, на работу опаздываешь, анекдот не понял. Где болезнь? И вот, если я активен, то любые отклонения от нормы в моих анализах можно рассматривать как вариант моей индивидуальной нормы. Может так получиться, что если мы истолкуем эти данные или доведем их до среднестатистической нормы, то я утрачу активность. Возникает вопрос: анализ для меня или я для анализа?! В анализах активного, работоспособного и жизнерадостного человека многие отклонения от среднестатистической нормы правильнее рассматривать как вариант его индивидуальной нормы, его естественную особенность.
Таким образом, лабораторные исследования, как и любое лечение, должны иметь жесткие показания. Нельзя обследоваться на всякий случай, сдавая анализы, которые не были назначены врачом, поскольку повышается вероятность того, что кто-то их неправильно прочитает, примет неправильное решение, начнет неправильно действовать и тем самым причинит вред пациенту. Исследования должны быть показаны. А показаниями к исследованию является наличие соответствующей проблемы. Естественно, если говорить об опухолевых процессах, то, конечно, желательно выявить заболевание на более ранних стадиях. Но где начало поздней стадии и конец ранней стадии? Здесь существует некая вероятность как гиподиагностики – то есть вовремя не обнаружили, так и гипердиагностики – то есть, когда поставили диагноз того заболевания, которое еще не началось. Если эту ситуацию утрировать и довести до абсурда, то она будет идентична тому, что человека осудили на длительный срок заключения за саму вероятность того, что он мог бы совершить преступление. Но он же еще этого не сделал и, возможно, никогда и не сделает. А последствия некоторых лечений могут быть необратимыми. Например, удаление органа. Мы в принципе не готовы давать каких-то рецептов, но нам бы хотелось поднять эту проблему, чтобы врачи не забывали, что речь идет о конкретном пациенте.
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest